История пенитенциарной политики Российского государства и Сибирь XVIII–ХХI веков
Главная / Авторы / Афанасов Олег Владимирович / Редактирование профиля / Статьи
  • Политзаключенные в камере Александровского централа
  • Каторга - Сибирь
  • «Сибирская ссылка»

Афанасов Олег Владимирович

Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой права филиала Байкальского государственного университета экономики и права в г. Усть-Илимске Область научных интересов: История карательной политики советского государства. Проблемы историографии и источниковедения карательной политики советского периода отечественной истории.




Афанасов Олег Владимирович: Статьи

15.03.2012

О составе и численности заключенных особого лагеря № 7 МВД СССР (конец 1940–начало 1950-х гг.)
Статья посвящена истории особого лагеря № 7 МВД СССР «Озерный», располагавшегося на территории Иркутской области в 1948–1954 гг. Автор на основании архивных источников исследует численность и состав контингента данного лагеря.


22.05.2009

Ангарское строительство (железная дорога Тайшет – Лена) в 1953 году: проблемы перехода из ведения МВД в состав МПС
Изменения, происходящие в стране после смерти И.В. Сталина, затронули и ГУЛАГ. Помимо массового освобождения заключенных по амнистии и сокращения численности лагерей, начинается демонтаж лагерного сектора экономики с сокращением производственных функций МВД. Многие дорогостоящие объекты, основанные на широком использовании принудительного труда, были ликвидированы или переданы в ведение хозяйственных министерств. В начале апреля 1953 года на железной дороге Тайшет – Братск – Усть-Кут (Ангарское строительство) происходят важные реорганизационные мероприятия. В соотвествии с Постановлением правительства строительство железнодорожной линии со всеми подсобно-вспомогательными предприятиями и обслуживающими хозяйствами из ведения Министерства внутренних дел  было передано в Министерство путей сообщения, а Ангарский ИТЛ стал самостоятельным, независимым от строительства хозяйством, подчиненным Министерству юстиции СССР. С этого времени лагерь стал поставлять рабочую силу Ангарстрою на договорных началах, причем, заявки строителей не всегда удовлетворялись лагерным руководством.  Особо острая ситуация сложилась после масштабного освобождения заключенных по амнистии 27 марта 1953 г., что привело резкому сокращению ангарлаговских подразделений, обслуживающих строительство, с 28 лагерных пунктов на 1.01.53 г. до 12 лагпунктов на 31.12.53 г. В результате на участке от 384 км до 542 км работы были практически полностью  прекращены (за исключением ст. Илим) из-за отсутствия рабочей силы. К тому же,  в состав Ангарского ИТЛ из ведения особого лагеря №7 МВД СССР ...


31.03.2009

Проблемы реформирования советской пенитенциарной системы в середине 1950 – начале 1960-х гг.
Массовые выступления заключенных в особых лагерях и других местах заключения СССР в 1953 –1954 гг. показали, что сталинского лагерная система изжила себя и требовала реформирования. В апреле 1954 г. вышел приказ МВД СССР, повлекший смягчение режима в особлагах (сняли номера с одежды, не стали запирать бараки на ночь, с окон убрали решетки, введена оплата труда заключенных, свободная переписка с родными и т.д.) и преобразование последних в обычные исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). Реорганизация особлагов происходила на фоне общего реформирования ГУЛАГа. В 1954 году вышло два постановления ЦК КПСС – «Об основных задачах министерства внутренних дел СССР» от 12 марта и «О мерах улучшения работы ИТЛ и колоний МВД» от 10 июля, которые определили последующее развитие советской пенитенциарной системы. В первом отмечалось, что МВД СССР не справляется с задачей перевоспитания заключенных, уделяя  основное внимание хозяйственной деятельности, отсюда «случаи массовых отказов от работы, беспорядки и факты проявления бандитизма». Для выправления ситуации руководству МВД надлежало наладить правильное трудовое использование заключенных и политико-воспитательную работу,  чтобы «обеспечить возвращение лиц, освобождающихся из лагерей, к честной трудовой жизни».[1] Воплощение данного постановления в жизнь повлекло за собой усиление идеологической обработки заключенных, особенно из среды «государственных преступников». В местах лишения свободы стали применяться разнообразные формы и методы идеологического воздействия на узников, призванные «исправить» и «перевоспитать» зна...


31.03.2009

К истории довоенного строительства Западного участка БАМа (Тайшет – Братск – Лена)
Решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали с использованием принудительного труда было принято еще в октябре 1932 года, Политбюро ЦК ВКП/б/ согласилось с предложением Совета Труда и Обороны передать сооружение новой транспортной артерии на востоке страны из Наркомата путей сообщения в ведение ОГПУ. Однако в 1930-е гг. в районе БАМа велись, в основном, проектно-изыскательские работы, а сооружение железнодорожных путей «осуществлялось с большим трудом, отличалось фрагментарностью, незавершенностью и непоследовательностью» (Еланцева О.П. Обреченная дорога: БАМ: 1932 – 1941. – Владивосток, 1994. – С. 4, 180). Строительные работы по сооружению Западного участка БАМа на трассе Тайшет – Братск были начаты в 1938 году согласно решению Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) № 792-194 от 30.06.1938 г. (РГАЭ, ф.1884, оп.31, д.14957, л. 32; БГГА, ф.148, оп.1, ед.хр.21, л.1.). Основные работы в районе строительства осуществляли в то время Тайшетский ИТЛ и Западный железнодорожный ИТЛ, которые были организованы соответственно приказами НКВД СССР № 078 от 16.08.1937 г. и № 0100 от 22.05.1938 г. К 1 октября 1938 года в подразделениях первого лагеря насчитывалось 15643 заключенных, а второго – 14583. (Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923 – 1960: Справочник /Под ред. Н.Г. Охотина, А.Б. Рогинского. – М., 1998. – С....


31.03.2009

Ангарское строительство (железная дорога Тайшет – Лена) в 1953 году: проблемы перехода из ведения МВД в состав МПС
Изменения, происходящие в стране после смерти И.В. Сталина, затронули и ГУЛАГ. Помимо массового освобождения заключенных по амнистии и сокращения численности лагерей, начинается демонтаж лагерного сектора экономики с сокращением производственных функций МВД. Многие дорогостоящие объекты, основанные на широком использовании принудительного труда, были ликвидированы или переданы в ведение хозяйственных министерств. В начале апреля 1953 года на железной дороге Тайшет – Братск – Усть-Кут (Ангарское строительство) происходят важные реорганизационные мероприятия. В соотвествии с Постановлением правительства строительство железнодорожной линии со всеми подсобно-вспомогательными предприятиями и обслуживающими хозяйствами из ведения Министерства внутренних дел  было передано в Министерство путей сообщения, а Ангарский ИТЛ стал самостоятельным, независимым от строительства хозяйством, подчиненным Министерству юстиции СССР. С этого времени лагерь стал поставлять рабочую силу Ангарстрою на договорных началах, причем, заявки строителей не всегда удовлетворялись лагерным руководством.  Особо острая ситуация сложилась после масштабного освобождения заключенных по амнистии 27 марта 1953 г., что привело резкому сокращению ангарлаговских подразделений, обслуживающих строительство, с 28 лагерных пунктов на 1.01.53 г. до 12 лагпунктов на 31.12.53 г. В результате на участке от 384 км до 542 км работы были практически полностью  прекращены (за исключением ст. Илим) из-за отсутствия рабочей силы. К тому же,  в состав Ангарского ИТЛ из ведения особого лагеря №7 МВД СССР ...


31.03.2009

Материалы Братского городского архива как источник по истории лагерей ГУЛАГа в Иркутской области
История советской пенитенциарной системы, несмотря на почти двадцатилетнее открытое общественное обсуждение, до сих пор слабо изучена профессиональной отечественной историографией. Недостаточно разработана база источников данной темы – основа исторической реконструкции: многие документальные материалы не выявлены, не изучены и не введены в научный оборот. С открытием отдельных, ранее секретных архивных фондов появилась возможность изучить некоторые официальные документы лагерей и тем самым воссоздать историческую реальность. Материалы официального делопроизводства ГУЛАГа содержат сведения о различных аспектах функционирования советских мест заключения. Данные источники только вводятся в научный оборот, значительная их часть находится в ведомственных архивах и почти недоступна для изучения.  К числу источников по истории советских мест заключения, располагавшихся в Иркутской области, относятся документальные материалы, собранные в фондах местных архивов. Некоторые документы лагерного делопроизводства, охватывающие период конца 1940 – начала 1950-х годов,  сохранились в фонде Ангарского строительства (ф. р-148) Братского городского архива. Они разнообразны как по форме, так и по содержанию. Особый интерес представляет отчетная документация: 1) годовой отчет по основной деятельности за 1946 год управления Тайшетского строительства 2) годовой отчет по основной деятельности за 1947 год и объяснительная записка к нему Западного управления строительства БАМ 3) годовые отчеты по основной деятельности, объяснительные записки и др документы управления Ангарского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ)....


31.03.2009

К истории Александровской особой тюрьмы МВД СССР в Иркутской области
Двадцатилетняя история открытого обсуждения и активного изучения прошлого советского ГУЛАГа приоткрыла завесу тайны над деятельностью мест заключения в СССР. Однако следует признать, что многие аспекты функционирования советской пенитенциарной системы до сих пор слабо изучены. Практически обойдена вниманием отечественных историков проблема функционирования тюремных учреждений, игравших важную роль в репрессивной политике советского государства. Достаточно сказать, что в известных современных справочных изданиях и сборниках документов по истории советской карательной системы указанной тематике посвящены всего несколько страниц и некоторое количество документальных материалов[1], хотя в мемуарах бывших узников ГУЛАГа важное место занимают рассказы именно о тюремной жизни (во время следствия или следования по этапу в лагерь). В изучении прошлого советских тюремных учреждений специального внимания заслуживает анализ деятельности особых тюрем МВД СССР (Александровской, Владимирской и Верхне-Уральской), которые были созданы, наряду с особыми лагерями, для изоляции «особо опасных государственных преступников» в соотвествии с Постановлением  Совета Министров СССР от 21 февраля 1948 года[2].  В этой истории заметное место принадлежит Александровской особой тюрьме МВД СССР, которая располагалась недалеко от г. Иркутска (с. Александровское) в зданиях бывшего Александровского централа – печально известной каторжной тюрьмы дореволюционной России. Однако если царский период функционирования данного тюремного учреждения подвергнут тщательному изучению историков, то его деятельность при советской власти до сих пор не затрагивалась...


31.03.2009

Документы об истории Озёрного лагеря в Иркутской области (1948 - 1963)
В 1930 - 1950-е годы ГУЛАГ охватил всю территорию страны, в том числе и  Иркутскую область. В разные годы в регионе располагались Тайшетлаг, Ангарлаг, Китойлаг, Бодайбинлаг, Озерлаг и другие лагеря. Исследование истории Озёрного лагеря в Иркутской области (1948 - 1963),  известного своей суровостью среди особлагов сталинской эпохи и лагеря хрущевского периода, имеет важное значение для изучения советского ГУЛАГа. При этом особую важность приобретает расширение источниковой базы темы – выявление, изучение и введение в научный оборот новых документов по истории Озерлага. В государственном архиве новейшей истории Иркутской области (Ф. 5342) и Братском городском государственном архиве (Ф. 148) хранятся важные источники по истории Озёрного лагеря - материалы политотдела Озерлага и данные управления Ангарского исправительно-трудового лагеря.  Наибольшую ценность представляют материалы политического отдела Озерного лагеря  1949 -1963 гг. Данные документы разнообразны по своему назначению, форме и содержанию. В реестре партийной документации Озерлага протоколы партийных конференций, собраний управления, отделов и других подразделений лагеря занимают особое место. Протоколы, являясь одной из самых больших групп документов политотдела Озерлага, дают сравнительно детальную картину положения дел как в отдельных лагерных подразделениях, так и в целом по лагерю. Они содержат данные о численности, национальном и возрастном составе узников Озёрного, режиме, условиях содержания заключённых, лагерном труде, а так же другие сведения. Для...


31.03.2009

Ангарлаг и Озерлаг при строительстве ГЭС Ангарского каскада в конце 1950 – начале 1960-х гг.
Сооружение в 1950-1960-х гг. каскада гидроэлектростанций на Ангаре вызвало необходимость концентрации в районах строительства громадных трудовых и материальных ресурсов. Широкое привлечение вольнонаемной рабочей силы на Всесоюзные ударные комсомольские стройки не исключало использование принудительного труда в проектах гидротехнического строительства. Свою лепту в сооружение Братской и Усть-Илимской ГЭС внесли заключенные Ангарского и Озерного исправительно-трудовых лагерей. По свидетельству бывшего начальника Озерлага полковника Евстигнеева С.К., осужденные очищали ложе водохранилища, прорубали просеки под будущие линии электропередачи[i]. Однако с поставленными задачами лагерные подразделения часто не справлялись. Как указывалось в протоколе закрытого партсобрания управления Ангарского ИТЛ от 27.01.1960 г., лагерь не выполнил производственную программу 1959 г. по подготовке Братского водохранилища. Вместо запланированных 1800 га леса убрали лишь 1600 га,  хотя предшествующие плановые обязательства 1958 г. и в том же объеме - 1800 га были выполнены лагерем досрочно к 22 декабря. Руководство Ангарлага выделяло и основные причины срыва плановых заданий. Во-первых, негативное влияние на производственную деятельность лагеря оказало освобождение части хорошо работающих заключенных в результате работы правительственных комиссий по пересмотру дел осужденных. Во-вторых, отрицательно сказались на работе лагерного механизма и мероприятия областного Управления мест заключения по подготовке к ликвидации Ангарского ИТЛ[ii]. В 1960 году в районе железнодорожной трассы Тайшет – Лена прошли реорганизационные мероприятия. В соответ...


31.03.2009

Возведение Западного участка БАМа (Тайшет – Братск – Лена) в послевоенный период (конец 1940 - начало 1950-х гг.)
К идее дальнейшего сооружения железной дороги Тайшет – Лена вернулись после окончания Великой Отечественной войны. При этом возведение Западного участка БАМа, как отмечал главный инженер строительства Санюкевич И.А.,  было включено в план первоочередных работ послевоенной пятилетки, несмотря на огромные объемы восстановительных работ в разрушенных войной районах. (Санюкевич И.А. Сто лет первых (1889 –1989) изысканий Байкало-Амурской магистрали. – С.16. //Краеведческий музей (г. Братск), о.ф. 4352, п.п. 332.). О стратегической важности объекта говорят и даты организации управления Ангарского строительства, которое должно было вести основные строительные работы в районе магистрали Тайшет – Лена. Оно было создано на основании постановлений ГКО № 9936 от  30.08.1945 г. и СНК СССР № 2419-644 от 21.09.1945 г. (Братский городской архив, (далее: БГА), ф. р-148, оп.1, ед.хр.43, л.1), то есть решение о создании Ангарстроя было принято «на верху» еще до официального окончания 2-ой мировой войны и подтверждено вскоре после подписания акта о капитуляции Японии. Как и в прежние годы, главный упор в послевоенном железнодорожном строительстве был сделан на широкое использование принудительного труда, основную массу которого составляли теперь японские военнопленные. Так к концу 1946 года в подразделениях Тайшетского строительства ГУЛЖДС МВД СССР, осуществлявшего основные работы по титулу Тайшет – Братск находилось 6905 вольнонаемных, 8119 заключенных и 19378 военно...


  Rambler's Top100