История пенитенциарной политики Российского государства и Сибирь XVIII–ХХI веков
  • Политзаключенные в камере Александровского централа
  • Каторга - Сибирь
  • «Сибирская ссылка»

12-02-2019

Религия в жизни политических ссыльных Алтая 80-х – первой половины 90-х гг. XIX в.

Автор: Никулина Ирина Николаевна

Среди значительного круга вопросов, касающихся истории политической ссылки в Сибири, проблема религии в жизни политических ссыльных является одной из малоизученных и требующих тщательного всестороннего освещения, без которого невозможно научное осмысление значимости сибирского периода в судьбах политссыльных, воссоздания полной картины общественного движения и формирования мировоззрения его участников в ссылке.

В данной статье на основе широкого круга источников и литературы впервые предпринята попытка рассмотрения роли и места религии в жизни политических ссыльных 80-х – первой половины 90-х гг., находившихся на Алтае. Следует отметить, что под Алтаем подразумевается Алтайский округ, включавший территорию современного Алтайского края, Республики Алтай, части Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской областей, восточной части Республики Казахстан. Политическая ссылка на Алтае в рассматриваемый период была представлена народниками, членами рабочих организаций, польской партии «Пролетариат». Статья является продолжением исследований данного направления, предпринятого автором по изучению роли религии и церкви в жизни политических ссыльных Западной Сибири 20-х – первой половине 70-х гг. XIX в. [10].

Среди архивных документов имеются ведомости о политических ссыльных, справочные листки, переписка правительственных органов, полицейских и жандармских управлений, в которых в той или иной степени фиксировалось отношение к религии каждого российского подданного. В статейных списках на политических ссыльных содержался конкретный пункт: вероисповедание.

Значительная часть ссыльных, находившихся на Алтае в 80-е – первой половине 90-х гг. XIX в., была православного исповедания. Среди них следует отметить Л.А. Дробного [18, л. 126], В.К. Штильке [9, л. 14 об.], П.М. Юхнева [13, л. 22], находившихся в Барнауле; И.Т. Гаркушенко [2, л. 2], В.Н. Бобохова [2, л. 7], А.А. Карелина [2, л. 81], П.Д. Лобановского [2, л. 44], Г.С. Сарачева [2, л. 44], О.Ф. Костюрина [1, л. 8], А.Н. Трофимова [1, л. 8], А.Т. Нанейшвили [5, л. 12 а], А.А. Леонтьева [16, л. 1], М.А. Шервашидзе [20, л. 129], С.Н. Шепелева [20, л. 121], находившихся в Усть-Каменогорске.

В работе Н. Коншина содержатся сведения о православном вероисповедании ссыльных Усть-Каменогорска, среди которых можно назвать А.Л. Блека [7, c. 56], В.Л. Инькова [7, с. 60], М.К. Кипиани [7, с. 70], А.А. Никвиста [7, с. 72], Россова [7, с. 87], А.П. Сколацкую [7, c. 54], А.В. Бяловеского [7, c. 70].

Для политической ссылки рассматриваемого периода характерна определенная доля лиц римско-католического вероисповедания, что объясняется присутствием здесь ссыльных поляков – участников революционных кружков и партии «Пролетариат», отбывавших ссылку в Усть-Каменогорске. Это С.С. Гросс [7, c. 54], В.Ф. Гинтовт-Дзевялтовский [7, с. 57], Х.Г. Томашевский [7, с. 88], К.С. Буцюта [7, с. 91], Л.Л. Ковальский [3, л. 10], А.И. Пржебысловский [3, л. 19], М.В. Быковский [4, л. 9]. В Кузнецке находился представитель римско-католического вероисповедания В.Н. Фрессор [14, л. 1].

Следует отметить, что информация о вероисповедании ссыльных в отдельных источниках не совпадает. Примером этого являются сведения о И.И. Виторте, имеющиеся в ЦГАРКе, в соответствии с которыми он является православным [2, л. 117]. Однако в работе Н. Коншина он значится католиком [7, с. 62]. Относительно Е.К. Дическуло в материалах ЦГАРК указано, что она являлась католичкой [2, л. 45], в работе Н. Коншина – православной [7, с. 15]. Таким образом, необходима дальнейшая корректировка и уточнение информации.

Некоторые политические ссыльные происходили из семей священнослужителей. Сыновьями священников были находившиеся в ссылке в Усть-Каменогорске П.Е. Попович [7, с. 63], А.Н. Федоров [19, л. 268], С.Ф. Чрелаев [12, л. 1], А.В. Геденовский [6, стб. 748], сыном дьячка – И.С. Залецкий [2, л. 2].

До ареста некоторые ссыльные Усть-Каменогорска учились в духовных семинариях. И.С. Залецкий учился в Кишеневской духовной семинарии [7, с. 58], С.Ф. Чрелов – в Тифлиской духовной семинарии [12, л. 1], Н.И. Долгополов – в Воронежской духовной семинарии [6, стб. 1204], А.В. Геденовский в 1869 г. поступил в Орловское духовное училище, в 1876 г. перешел в Орловскую духовную семинарию [6, стб. 748].

Важный материал для исследования данной проблемы содержат метрические книги. В государственном архиве Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорск) сохранились метрические книги, в которых имеются сведения об отдельных политических ссыльных. Так, В.Л. Иньков и О.Ф. Костюрин выступали поручителями со стороны невесты на свадьбе 1 июля 1894 г. мещанина М.С. Пояркова и дочери унтер-офицера А.Г. Герасимовой [8, c. 132–133]. Благодаря имеющейся информации удалось установить состав семьи О.Ф. Костюрина: в 1893 г. родилась дочь Ольга, в 1894 г. – Агафья, в 1898 г. – Надежда, в 1902 г. – Любовь [8, с. 131]. Из письма сына О.Ф. Костюрина Виктора С.Н. Герасимову известно, что он родился 11 сентября 1891 г., 22 сентября 1891 г. был крещен в Покровской церкви Усть-Каменогорска [15, л. 5].

Некоторые ссыльные не являлись верующими людьми. Проявления атеистических убеждений имели место у находившегося в Барнауле М.О. Курского. В выписке из политического обзора Томской губернии начальника Томского губернского управления за 1897 г. указывалось, что заведующий библиотекой М.О. Курский «не стесняясь выражает свои либеральные взгляды и безверие (атеизм) [17, л. 34 об.].

Следует отметить, что относительно товарища председателя Общества попечения о начальном образовании в Барнауле В.К. Штильке начальник сибирского жандармского округа сообщал 26 октября 1888 г. директору департамента полиции, что он «не вполне религиозный человек: в храмах Божьих не бывает ни в какие дни и праздники, а если и приходит присутствовать на молебствах в школах Общества, то он постоянно с кем-нибудь разговаривает и не крестится, а находится тут потому, что надо быть; говорят, что Штильке не хотел, чтобы его малолетняя дочь, учащаяся в барнаульской женской прогимназии, была в минувшую четыредесятницу у Исповеди св. Причастия, и только по настоянию некоторых лиц, ввиду того, что её могут исключить из прогимназии, он допустил её исполнить этот обряд [11, л. 2].

Достаточно категоричным в отношении к религии и церкви был ссыльный Усть-Каменогорска Е.П. Михаэлис. В биографическом очерке его внука Ю. Хотимского отмечалось, что «особенно не любил Евгений Петрович духовенство. Он был атеистом не только «для себя», но и как все свои убеждения, высказывал свой атеизм открыто – никогда не посещал церковь, по праздникам закрывал парадные двери и не принимал духовенство, а протоирея Дагаева открыто называл черносотенцем. По тем временам это было невероятное явление – духовенство начало строчить доносы и начальство в конце концов потребовало от Михаэлиса выполнение обрядности, обязательной для чиновников… Евгений Петрович сделал эту уступку со свойственным ему юмором – он пригласил к себе одного священника, любившего выпить и договорился с ним, что будет принимать его по праздникам только его одного, но с условием, чтобы он никаких обрядов не совершал, а только выпивал, получал обусловленный гонорар и давал справку, что Евгений Петрович говел и исповедовался. Формальная сторона была соблюдена – начальство замолчало, а её сущность, о которой знал весь город, «послужила своего рода антирелигиозной пропагандой» [21, с. 23–24].

Необходимо отметить, что отношение некоторых ссыльных к религии и церкви не нашло отражение в имеющихся источниках.

Таким образом, проблема роли религии в жизни политических ссыльных Алтая указанного периода нуждается в дальнейшем углубленном исследовании с привлечением новых источниковых материалов, что, несомненно, позволит существенно дополнить историю политической ссылки на Алтае и в целом в Сибири в XIX в.


Список литературы и источников

1. Ведомости и списки о политических ссыльных за 1888 г. // ЦГАРК. Ф. 15. Оп. 2. Ед. хр. 163. 120 л.

2. Ведомости о политических ссыльных за 1882/1887 гг. // ЦГАРК. Ф. 15. (Семипалатинское областное правление 1854 –1919). Оп. 2. Ед. хр. 59. 386 л.

3. Ведомости о политических ссыльных за 1891 г.//ЦГАРК. Ф. 15 (Семипалатинское областное правление 1854 –1919). Оп. 2. Ед. хр. 225. 30 л.

4. Ведомости о политических ссыльных за 1894/1895 гг. // ЦГАРК. Ф. 15. (Семипалатинское областное правление 1854 –1919). Оп. 2. Ед. хр. 270. 28 л.

5. Дело о политическом ссыльном Нанейшвили Александре //ЦГАРК. Ф. 15. (Семипалатинское областное правление 1854 –1919). Оп. 2. Ед. хр. 115. 57 л.

6. Деятели революционного движения в России: био-библиографический словарь. М: Всесоюзное общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1934. Т. 3. Вып. 2. 1580 стб.

7. Коншин Н. Материалы для истории политической административной ссылки в Степной край // Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. – Семипалатинск, 1923. – Вып. 14. С. 1–100.

8. Косенкова Н.А. Метрические книги – источник по региональной истории // Роль архивных учреждений в истории Казахстана: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня основания Государственного архива Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорск, 15 окт. 2010 г.). Усть-Каменогорск, 2010. С. 130–135.

9. Личное дело Василия Константиновича Штильке 1897–1899// ГААК. Ф. 4. (Управление Алтайского округа). Оп. 1. Ед. хр. 364. 161 л.

10. Никулина И.Н. Религия и политические ссыльные Западной Сибири в XIX в. (20-е – первая половина 70-х гг.). Иркутск: Оттиск, 2011. 254 с.

11. О вредном влиянии тов. Председателя Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле дворянина Василия Штильке на учащуюся молодежь // ГАРФ. Ф. 102 (Департамент полиции 1881–1917 гг.). ДП-3. 1888. Д. 421. 25 л.

12. О потомственном почетном гражданине Степане Федоровиче Чрелаеве // ГАРФ. Ф. 102 (Департамент полиции 1881–1916 гг.). ДП-5. Оп. 127. Ч. 2. Ед. хр. 4885.Ч. 3. 44 л.

13. О состоящем под негласным надзором полиции Павле Михайловиче Юхневе 31 января 1895–1899 гг. // ГААК. Ф. 248 (Барнаульское окружное полицейское управление 1865–1896 гг.). Оп. 1. Ед. хр. 3. 48 л.

14. Об отставном поручике Владимире Фрессере // ГАРФ. Ф. 102 (Департамент полиции 1881–1917 гг.). ДП-5. Оп. 127. Ч. 1. Ед. хр. 2323.14 л.

15. Переписка с В.О. Костюриным. Письма В.О. Костюрина // ГАВКО. Ф. 631 (С.Н. Герасимов). Оп. 1. Ед. хр. 181. 9 л.

16. Переписка Семипалатинского городского полицейского управления о политическом ссыльном Александре Александровиче Леонтьеве // ЦГАРК. Ф. 523. (Семипалатинское городское полицейское управление Министерства внутренних дел). Оп. 1. Ед. хр. 9. 28 л.

17. Сведения по губерниям и областям. По Томской губернии // ГАРФ. Ф. 102 (Департамент полиции.) 1898 г. Д. 9.Ч. 32. 37 л.

18. Справочные листки об обвиняемых в государственном преступлении // РГИА. Ф. 1405. (Министерство юстиции). Оп. 540. Ед. хр. 16. 297 л.

19. Справочные листки об обвиняемых в государственном преступлении // РГИА. Ф. 1405 (Министерство юстиции). Оп. 540. Ед. хр. 54. 300 л.

20. Справочные листки об обвиняемых в государственном преступлении // РГИА. Ф. 1405 (Министерство юстиции). Оп. 540. Ед. хр. 59. 300 л.

21. Хотимский Ю. Евгений Петрович Михаэлис // Михаэлис Евгений Петрович. 1841–1913. Краеведы Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: КГП «Областная газета «Рудный Алтай», 2007. С. 9–25.


Возврат к списку

  Rambler's Top100