История пенитенциарной политики Российского государства и Сибирь XVIII–ХХI веков
  • Политзаключенные в камере Александровского централа
  • Каторга - Сибирь
  • «Сибирская ссылка»

25-05-2009

Идея «культурного капитализма» в творчестве Н.А. Рожкова периода сибирской ссылки.

Автор: Исачкин Сергей Павлович

Идейно-политические взгляды Николая Александровича Рожкова, как и сама его многогранная личность, не поддаются однозначной оценке. С одной стороны, Н.А. Рожков был представителем блестящей плеяды русской университетской профессуры, из которой, как правило, выходили кадетские лидеры, с другой – являлся неутомимым революционером, открыто призывавшим к вооруженному восстанию. В годы первой российской революции Н.А. Рожков вступил в РСДРП и примкнул к ее большевистскому крылу, стал членом Московского, а затем Петербургского комитетов партии, а на IV съезде был избран в ее ЦК. С осени 1906 г. до весны 1907 г. Николай Александрович проживал вместе с В.И. Лениным в Финляндии, где они тесно сблизились в своих идейных воззрениях. Затем царские власти арестовали Н.А. Рожкова и после двадцатипятимесячного заключения сослали в Сибирь. Все это вполне соответствовало классической биографии большевистского лидера. Однако в ссылке Н.А. Рожков неожиданно для многих переосмысливает  свое идейно-теоретическое кредо. Именно здесь он публикует статьи чисто реформистского направления, где Рожков-ученый заметно превалирует над Рожковым-политиком. Так, в Иркутской газете «Восточная заря» от 18 июля 1910 г. он утверждал, что «Россия постепенно вступает в период культурного капиталистического развития, которое в конце концов приведет к существенным общественным изменениям, а следовательно, и классовая борьба должна принять культурный характер в виде парламентских дебатов и легальных рабочих организаций». В начале своей ссылки он даже предлагал ликвидировать местные подпольные организации. Неудивительно, что реакция В.И. Ленина на подобные заявления своего бывшего соратника была крайне негативной 1. Это впоследствии дало повод советским историкам заклеймить Н.А. Рожкова как ярого ликвидатора и изменника делу революции.

Действительно, в публицистическом наследии Н.А. Рожкова явно доминировала реформистская идея «культурного капитализма». Однако это не означало, что он полностью отвергал революцию. Он лишь считал ее не лучшим средством политического и социально-экономического преобразования России. Так, в статье «Землеустройство и население в Иркутской губернии» Николай Александрович писал, что у господствующих классов  вероятнее всего не хватит умения вывести страну в ряд «культурных» государств и тогда найдутся другие силы. «Не верить в это, - подчеркивал он, - значило бы не верить в будущность России». Ошибочно также традиционное представление о Н.А. Рожкове, как о «законченном ликвидаторе». В подготовительных материалах для энциклопедического словаря Русского библиографического института Граната утверждалось: «Отнюдь не отрицая значения подпольной партии и нелегальной работы, Рожков настаивал на особом развитии легальной работы и на борьбе за легальные открытые организации всякого рода». Данный вывод был сделан на основе его автобиографии, написанной в 1924 г.  Однако сомневаться в искренности этих слов не следует. Они подтверждаются самой деятельностью Н.А. Рожкова во время  сибирской ссылки. Действительно, здесь он всегда отдавал приоритет легальным формам работы. Достаточно сказать, что в деле налаживания и функционирования подцензурной демократической прессы ему вообще не было равных за Уралом. Он являлся организатором «Иркутского слова», «Молодой  Сибири», «Новой Сибири», был одним из редакторов «Восточной зари», «Нашего дела», «Восточной Сибири», «Голоса Сибири», «Сибирской мысли» и некоторых других изданий. Особенно заметен его вклад в развитие легальной прессы в Иркутске, Чите, Новониколаевске, которая имела социал-демократическую направленность. Сам Николай Александрович за 1911-1916 гг. опубликовал в местной печати не менее 137 собственных статей 2. Много внимания уделял он кооперативному движению и просветительской работе в регионе. Между тем все это не мешало ему тесно контактировать с подпольщиками Иркутска, Томска, Новониколаевска, Тюмени, оказывать им действенную помощь. По мнению еще одного активиста «газетного дела» в Сибири Н.Ф. Насимовича (Чужака), «ликвидаторство Рожкова было особенное: он мог быть и был ликвидатором слова, но не был и не мог быть ликвидатором дела»3.

В 1914-1917 гг. во взглядах Н.А. Рожкова стали проявляться резкие колебания между правым и левым центризмом. С одной стороны, он оставался сторонником идеи «культурного капитализма», развитие которого «неизбежно в России при любом исходе мирового конфликта» 4. А с другой стороны, Н.А. Рожков пропагандировал радикальные антивоенные лозунги на митингах и собраниях, что позволило Н.Ф. Насимовичу говорить о «правильном большевизме» своего коллеги в рассматриваемое время 5. Конечно, это было явным преувеличением, но идейные колебания Н.А. Рожкова были не случайны. Они отражали политическую неустойчивость и примиренчество сибирской социал-демократии, в которой не было фракционного размежевания вплоть до 1917 г. Следствием такого положения дел как раз и стала идея «культурного капитализма», сформулированная Н.А. Рожковым в сибирской ссылке.

 

1.      Ленин В.И. Манифест либеральной рабочей партии// Полн. собр. соч. Т.20. С.396,399.

2.       Материалы для библиографии трудов Н.А. Рожкова. М., 1928.

3.      Чужак Н. Рожков в ссылке// Каторга и ссылка 1927. №3. С.176.

4.      См.: Сидоров А. Исторические взгляды Н.А. Рожкова// Историк-марксист. 1929. №13. С.193.

5.      Чужак Н. Указ. соч. С.179.


Возврат к списку

  Rambler's Top100